"Матрица: Перезагрузка" / "The Matrix: Reloaded"
Сюжет:
Нео (Киану Ривз) никак не может отделаться от плохих сновидений о будущем свой возлюбленной - Тринити
(Кэрри-Энн Мосс). Между тем, ситуация становится угрожающей - 250,000 машин бурят скважины в поисках Зиона -
последнего оплота и надежды человечества, единственного города, который является опорой
Сопротивления в многовековой борьбе людей против механизмов. И хотя Совет решает готовиться к
контратаке своими силами, Морфеус (Фишборн) убеждает горстку своих сторонников в ином способе
покончить с Матрицей: избранный Нео, по пророчеству Оракула, может остановить войну, найдя серверную
комнату Матрицы. Беда в том, что для подобной операции нужен Ключник (только он знает путь в
неизведанное) снабженный парочкой охранников, превосходящей по возможностями даже Агентов. Кстати,
один из них - Смит (Уивинг) - не умер, а снова живее всех живых, и даже научился себя копировать...
Следует сразу предупредить поклонников от возможных неурядиц в восприятии "Перезагрузки" - самым
главным недостатком фильма, увы, является его задержка в выходе почти на два года. Появись
продолжение "Матрицы" до выхода "Атаки Клонов" - и мы бы не сравнивали масштаб финальной битвы от
Лукаса с польскими сценаристами, выйди оно до релиза "Двух Башен" - и панорама сражения за крепость
не мозолила бы глаза против сотни агентов Смитов, норовящих свести счеты с Нео. Позиционирование
картины, как "первой ласточке в эпохе кино XXI века", в общем-то, вполне удачно, но вот революции
от спецэффектной составляющей картины ждать не придется - это безумно качественное, безумно
впечатляющее, но стандартное копирование всего показанного в первом фильме. Недостаток масштаба не
сказывается сюжете - он строг и безупречен, но совсем не играет на руку баталиям, которые, на сто
процентов выполняя свое предназначение, как пиршество для глаз, нисколько не превосходят виденное
ранее у других авторов. А пагубная человеческая природа, к сожалению, норовит начать с именно
конкурентного сравнения, что, вместе с бесконечными ожиданиями шедевра, откровения и революции,
могут сыграть злую шутку с самыми упертыми фанатами.
Но, прочь сомнения - у "Перезагрузки" есть целый ворох достоинств. Обойма начинается со сценария -
учитывая прошлый "шок и трепет" от идеи иллюзорности окружающего мира в оригинале, ненавистники
рассчитывали на превращение истории в стандартный боевик, в котором все уже сказано. Не тут-то было:
наглые поляки приготовили зрителям сюрприз похлеще прошлого откровения - и если вы не читали
сполейров, от финальной расшифровки голова точно пойдет кругом. Мы не будем останавливаться на них
подробно, дабы не испортить впечатление - отметим лишь, что эзотерические идеи и учение дона Хуана
(Кастанеда) вновь притаились за каждым углом и каждой мизансценой "Перезагрузки" - скрытые за
внешним драйвом они не лезут в глаза жаждущим получить развлечение (его тут с избытком), но
адекватно действуют на струнки в душе думающего зрителя, заставляя задуматься над такими непростыми
проблемами, как возможность выбора, предопределенность судьбы или место человека в этом мире. Вторым
фактом будет атмосфера и стиль происходящего - усиленное ощущение присутствия и укрупненное
внимание к деталям создают изысканный и пафосный видеоряд, подкрепленный великолепной музыкальной
темой. Каждый кадр "Перезагрузки" теперь точен и выверен - для сравнения мы можем вспомнить лишь
нетленный "Терминатор 2" Джеймса Кэмерона - именно с ним соперничает Агент Смит, появляющийся из
разлетающейся вороньей стаи, или Морфеус, разрубающий катаной джип.
Довольно трудно описать кульминацию картины - то на что было потрачено $40 млн., то, из-за чего было
выстроено отдельное шоссе - и то, из-за чего, во многом, фильм и задерживался к выходу. Стремление
сделать безупречным абсолютно все дало свои плоды - и в этом смысле "Перезагрузка" обладает главным
козырем, который будет не превзойден еще очень долго: поверьте, бешеный драйв этого накачивающего
адреналин "полета по асфальту" навсегда останется в вашей памяти. Равно, как и беготня десантников
по базе в "Чужих", или последняя битва в "Семи Самураях", эта сцена в исполнении Вачовских уже
стала "золотым фондом" боевиков, приковывающем внимание к каждому развороту камеры и вызывающая
физическое чувство сопереживания: она поражает, удивляет и восхищает всеми своими составляющими -
начиная от балетной сути происходящего и заканчивая звериным рыком десятков машин, разбивающихся в
клочья. И именно из-за нее большинство обычных людей будут ходить на "Перезагрузку" снова и снова.
Как и можно было понять, к оператору никаких претензий нет и быть не может - в точности то же можно
сказать и главных героях, за исключением одного маленького недостатка: в картине слишком много
афро-американцев на "поддерживающих" ролях. Было ли это сделано в угоду политкорректным правилам,
или для достижения больших кассовых сборов, не важно - но такое преимущество в некоторых моментах не
идет на пользу общему впечатлению, заставляя задуматься о месте "белого человека" в современной
Америке. Но, тем не менее, Лоуренс Фишборн довольно удачно оформил силу и мощь образа Морфеуса,
Киану Ривз, вновь, подтвердил звездный статус Нео, а Хьюго Увинг опять расплескал на весь зрительный
зал свою злобу и ненависть.
Довольно хороши и второстепенные персонажи - особенно в этом смысле запоминается Моника Белуччи,
изображающая, хоть и стандартную, но заметную "роковую женщину". Однако, будучи буддистским, по
своей направленности, фильм, однако, явно хватил лишку в переносе восточной философии на западный
манер - из боевой части "Матрицы" практически исчезло огнестрельное оружие! Рукопашные схватки,
конечно, в большинстве случаев заставляют отвалиться челюсть (оцените обилие мечей, копий прочего
средневекового антуража), но совсем не заменяют прошлых упражнений в точности из минигана, или тысяч
отстреленных патронов при штурме небоскреба. Ритм продолжения чуть смазан - начало выглядит иногда
затянутым, надуманным, слишком выставляющим чувственность и мелодраматичность напоказ: особенно
плоха в этом контексте сцена с детьми, дарящими ложку Нео (смешно, но это факт), а последние минуты
финала выглядят приклеенной калькой к середине - ничего не раскрывающей и сделанной лишь для
заманивания зрителей на "Революцию". Зион, мрачный и безынтересный, отсылая к упрощенному объяснению
произошедшего из "Аниматрицы" (сюжеты "Новый Ренессанс"), помогает вспомнить решение предателя
Сайфера из первой части - имея такой "мир" очень даже захочется окунуться в виртуальность...
Но не будем превращаться ворчливых стариков - "Перезагрузка" смотрится на одном дыхании, впечатляет
и заставляет задуматься - а разве не для этого и был создан целлулоид?! Совершенства не получилось -
но его никогда и не достичь, а свое предназначение "Матрица" вновь выполнила полностью.
Резюме: Не ждите от "Перезагрузки" слишком многого - и будете гарантированы от мелких разочарований:
это не безупречное, не идеальное, но увлекательное, стильное и умное приключение - по большому
счету, Вачовские выполнили все свои обязательства.